Выразительные средства русского языка

Средства художественной выразительности употребляются в русском языке для создания ярких, запоминающихся образов, отчётливых картин, и не только в художественной литературе. Устная речь, насыщенная выразительными средствами, привлекает и удерживает внимание слушателей, точно передаёт мысли говорящего.

Средства художественной выразительности

Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:

  1. фонетические, основанные на определённом подборе звуков речи;
  2. лексические, связанные со значением слова;
  3. синтаксические, опирающиеся на структуру синтаксических конструкций.

Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.

Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.

Фонетические средства

Термин фонетический происходит от греческого слова φωνή, что значит «звук». Речь идёт не о любом звуке – стук молотка, лай собаки или шуршание листьев в сферу интересов фонетики не входят, она занимается звуками человеческой речи. Соответственно и фонетические средства выразительности основаны на восприятии речевых звуков – фонем.

Основных фонетических выразительных средств выделяется три.

  1. Аллитерация. Подразумевает употребление в ограниченном отрывке текста (например, в пределах четверостишия) однотипных согласных звуков.

Дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)

Вариантом приёма считается употребление слов, начинающихся с одной и той же буквы – «скандинавская аллитерация», особо популярная в англоязычной литературе. Примером служат, в частности, персонажи «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, у которых имя и фамилия начинаются с одной буквы (Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и др.), или плакатики с социальной рекламой из «Конца главы» Дж. Голсуорси («Тотализатор – тщетная трата тысяч»).

  1. Ассонанс. Употребление одинаковых гласных звуков в рамках строки, строфы или предложения.

Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А. Блок)

  1. Звукоподражание. Передача с помощью фонетических средств звуков окружающего мира – громовых раскатов, стука лошадиных копыт по булыжнику, шуршания шин по дороге или мышей в подполье.

И непрерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)

Применение фонетических приёмов называется звукописью, поскольку с помощью подбора фонем в литературном произведении рисуется яркая, «озвученная» картина, стимулирующая работу воображение читателя.

Лексические средства выразительности

К лексическим относятся выразительные средства, базирующиеся на использовании изобразительных возможностей лексической единицы – слова. Синонимия, антонимия, экспрессия и другие стилистические средства, составляющие палитру русского языка, относятся к так называемым не специальным, то есть, помимо художественной, играют и чисто утилитарную роль в речи. Специальные, используемые исключительно в художественных целях, это тропы.

Тропы

Тропы основаны на переносном значении слов. Минимальное количество выделяемых разновидностей тропов – три: метафора, метонимия и синекдоха. Причём для литературоведов, считающих синекдоху частным случаем метонимии, перечень сжимается до двух позиций.

Список тропов, предлагаемый традиционным литературоведением, содержит приведённая ниже таблица с примерами.

ТерминЗначениеПримеры
МетафораПеренос наименования с одного объекта на другой по сходству.Оратор окинул слушателей пламенным взглядом.
МетонимияПеренос названия на основе смежности понятий.Аудитория встретила слова преподавателя гулом недовольства.
СинекдохаКоличественный перенос «часть – целое» и «один – много».Немец по природе своей педантичен и законопослушен.
Я за той синей кофточкой занимала.
ЭпитетОбразное, художественное определение.Вошедший окинул собравшихся дерзким, пренебрежительным взглядом.
АллегорияИносказание, замена конкретным образом, символом отвлечённого понятия.Лиса в баснях – аллегорическое изображение хитрости, осёл – глупости, лев – царственности.
ГиперболаХудожественное преувеличение.Сына с места и танком не своротишь.
ГротескПреувеличение до фантастических пределов.Игорь на спор пешком до Луны дойдёт и назад вернётся.
ЛитотаПреуменьшение, приём, обратный гиперболе.Голосок тоньше комариного писка, а в певицы метит.
ОлицетворениеПридание неодушевлённым предметам свойств одушевлённых.Река неспешно пересекает равнину, неся на своём хребте рыбачьи лодки.
ИронияВыражение тонкой насмешки путём употребления понятий в обратном значении.Скажи что-нибудь ещё такое же умное.
ПерифразЗамена наименования описанием.Благодаря самоотверженности людей в белых халатах жизнь больного спасена.

Фигуры речи

Стилистические приёмы, основанные на слове, но не использующие его переносного значения, называются фигурами речи. К ним относятся.

ТерминЗначениеПримеры
АнафораОдинаковое начало предложений или стихотворных строк.Интернет – зло. Интернет полностью выбивает человека из реальной жизни. Интернет подключать мы не будем.
АнтитезаПротивопоставление на уровне слов, предложений, отрывков текста.Чем чаще учитель срывался и повышал голос на детей, тем реже они реагировали на повышенный тон.
ГрадацияРасположение синонимических понятий в порядке усиления или ослабления значения.Пришла ночь, и на Анну навалилась тяжёлая, пудовая, неподъёмная тоска.
Лексический повторНамеренное употребление в тексте одного и того же слова несколько раз для усиления его смысла.Всюду сосны, сосны, и справа, и слева сосны, и впереди, и сзади, и, кажется нет дороги из этого бесконечного царства сосен.
ОксюморонСоединение в одно словосочетание несочетаемых понятий.Как пережить эту горькую сладость прощания?
СравнениеУточнение понятия путём сопоставления его с другими.Сияющий, как начищенный медный самовар, автор пьесы принимал поздравления актёров и зрителей с удачной премьерой.
ЭпифораФигура, противоположная анафоре: одинаковые слова не начинают, а завершают фразу или строку.Такое поведение говорит о невоспитанности. Самой обыкновенной невоспитанности. Бич нашего времени – невоспитанность.

В ряд фигур речи включают основанные не только на лексических единицах, но и на синтаксических, использующие не значение слова, а структуру предложения.

Термин и значениеПримеры
Инверсия, или нарушение прямого порядка слов: помещение подлежащего после сказуемого, определения после определяемого слова и пр.Задул, завыл ветер северный.
Риторические вопросы, восклицания и обращения, по форме направленные к читателю или собеседнику, но не требующие ответа.До каких пор ещё вы собираетесь испытывать терпение руководства?
Синтаксический параллелизм, представляющий собой предложения сходного построения.Прямо пойдёшь – на пустырь попадёшь. Направо пойдёшь – на бульвар забредёшь. Налево пойдёшь – в люк упадёшь.
Умолчание – внезапно оборванное высказывание, предоставляющее читателю или собеседнику самостоятельно додумывать несказанное.Увидишь Марию – скажи ей… А впрочем, ладно, забудь.
Эллипсис. Добавляет высказыванию динамичности за счёт выпуска отдельных слов, легко восстанавливаемых по контексту.Внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку…

Изобразительные возможности лексики

Для достижения выразительности текста используются слова, относящиеся к различным лексическим группам.

ТерминЗначениеПримеры
СинонимыСлова со значениями или совпадающими, или имеющими оттеночные отличия.родник, ключ, источник
Контекстные синонимыСлова, получающие сходный смысл в рамках контекста, в котором использованы.В рассказе В. Бианки про медведя, дёргавшего щепку, торчащую из пня, и прислушивающегося к издаваемому вибрирующей щепкой звуку, наименование музыкант выступает в качестве контекстного синонима к слову медведь, поскольку именно зверь занимался «музыкальными упражнениями».
АнтонимыИмеющие противоположное значение, также имеют контекстную разновидность.горячий – холодный, лето – зима
ОмонимыПолностью совпадающие по написанию и произношению, но обладающие не связанными между собой значениямирозетка электрическая и розетка – блюдечко для варенья
ОмографыИмеют совпадение только в письменном варианте, а в произношении различны.а́тлас – атла́с
ПаронимыОднокоренные слова, имеющие разное значение, но выглядящие и звучащие сходноадресат – адресант

Также в изобразительные возможности лексики входят:

  • Слова, используемые представителями социальных, профессиональных и др. групп: профессионализмы, термины, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Книжная лексика, имеющая торжественный характер, и грубоватая просторечная.
  • Устаревшие слова и неологизмы.
  • Заимствованные слова.
  • Фразеологизмы.

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Употребление экспрессивно-эмоциональной лексики воздействует на слушателя или читателя, вызывая необходимые автору эмоции: сопереживание, отторжение, осуждение, восторг и др. Речевой этикет не одобряет экспрессивные выражения в избыточном количестве, но в качестве речевой характеристики литературного героя или способа воздействия на читателя они оправдывают себя. К экспрессивно-эмоциональной лексике относятся:

  • Разговорная лексика, имеющая по сравнению с нейтральной сниженную стилистическую и повышенную эмоциональную окраску (нервотрёпка, пискля).
  • Слова повышенной эмоциональной окрашенности с положительным или отрицательным оттенком (восхитительный, мерзкий).
  • Слова, имеющие в составе суффиксы со значением эмоциональной оценки (муравьишка, девчуля, человечище).

Синтаксические средства выразительности

Среди изобразительных возможностей средств синтаксиса отмечаются:

  1. Ряды однородных членов предложения.
  2. Вводные слова, вставные конструкции, обращения, обособленные члены.
  3. Использование диалога.
  4. Парцелляция, то есть разделение фразы завершающим знаком на самостоятельные фрагменты.
  5. Бессоюзие, ускоряющее повествование, и многосоюзие, подчёркивающее значение соединяемых элементов.

Выразительные средства морфологии

В качестве выразительных средств используются и морфологические. Например, добавление экспрессивности с помощью падежных и числовых форм, одушевлённости и пр. (Пока некоторые на курортах прохлаждались, мы тут работали.), использование междометий (Ох, и красота же!) и форм глагола (Ребята бежать оттуда!).

Использование в устной и письменной речи средств художественной выразительности делает высказывание не только ярче, но и точнее.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий