Союзы в русском языке

Союзы – это категория служебных слов, наряду с частицами и предлогами.

Термин союз русского происхождения, и в нём заключена отсылка к роли, выполняемой в языке этой частью речи. Приставка со- имеет значение совместности, объединения. Корень же состоит в родстве со словами узы, узел, то есть тоже указывает на наличие связи. И функция союзов в языке – соединение между собой синтаксических элементов:

  • членов предложения;
  • простых предложений в составе сложного;
  • элементов текста – от фраз до абзацев.

Союзы в русском языке

Союзы подразделяются на виды в зависимости от характеристик.

По составу

Состав предполагает деление на две разновидности:

  1. простые, включающие в себя одно слово;
  • К чаю купим конфет или печенья.
  1. составные, из наименования которых следует, что они представляют собой сочетание слов.
  • Студент опоздал на лекцию, потому что проспал.

По происхождению

В соответствии со способом образования выделяются два типа связующих слов:

  1. непроизводные, возникшие в языке сразу как союзы (второе название – первообразные);
  • Автомобиль рванул с места и скрылся за углом.
  • Дождь уже закончился, но небо ещё затянуто тучами.
  1. производные, образовавшиеся из слов, относившихся как к самостоятельным, так и к служебным.
  • Собачонка была невелика, зато отважна.
  • Ветер завывал и ломился в ставни, как будто живое существо просилось в дом.

Первый тип включает в себя простые по составу элементы. Второй – и простые, и составные.

По времени происхождения первыми появились в языке непроизводные, за ними производные простые. Группа составных возникла последней и продолжает пополняться.

По способам использования

По возможностям использования в предложениях союзы подразделяются на три типа:

  1. одиночные – состоят из одного элемента (в том числе составного), расположенного внутри синтаксической конструкции перед одной из связуемых единиц;
  • Начали распускаться листья на берёзе, черёмухе и клёне. (Перед последним из однородных.)
  • С берега в воду бросили конец каната, чтобы упавший мог за него ухватиться. (Присоединена вторая, придаточная часть.)
  1. двойные включают в себя конструкции, состоящие из двух связанных, но неодинаковых элементов, каждый из которых располагается перед одним из двух однородных членов или одной из частей сложного предложения;
  • На проходной сотрудники предъявляют как пропуск, так и паспорт.
  • Чем сильнее билась и тянула леску рыба, тем настойчивее противостоял ей рыбак.
  1. повторяющиеся – отличаются от предыдущей группы тем, что их составляющие одинаковы и употребляются перед каждым компонентом перечислительного ряда, даже если их не два, а больше.
  • В лесу что-то затрещало: не то зверь прошёл, не то дерево от мороза лопнуло, не то ветка обломилась под тяжестью снега.
  • Не слышно ни шороха, ни скрипа, ни голосов – ни единого звука.

По значению

Будучи служебной частью речи, союзы не принадлежат ни к главным, ни к второстепенным членам предложения и не подчёркиваются при разборе. Их роль в составе фразы или текста заключается в выражении отношений между соединяемыми фрагментами.

Синтаксические и лексические единицы соединяются в речи двумя способами: на основе равноправия и на основе подчинения. Тип соединения выражается в том числе с помощью используемого союза. По характеру выражаемых отношений, таким образом, союзы подразделяются на две группы.

  1. Сочини́тельные, используемые при передаче равноправных отношений между компонентами конструкции.
  2. Подчини́тельные, выражающие подчинение одних синтаксических единиц другим.

Сочинительные союзы

В русском языке выделяется от трёх до шести типов сочинительных союзов. Традиционная лингвистика, на которой основывается школьная программа, говорит о трёх.

ТипВзаимоотношения соединяемых элементовПримеры
СоединительныеПрисутствуют одновременно либо сменяют друг друга последовательно.Мать не произнесла ни слова, дети тоже молчали.
Последняя звезда на светлеющем небе блеснула и погасла.
РазделительныеИсключают друг друга, требуя выбора или чередования.На улице дождь, надень плащ или возьми зонтик.
Ребёнок то замолкал ненадолго, то вновь принимался плакать.
ПротивительныеПротиворечат один другому, существуют вопреки друг другу.На обед подали не пельмени, а пюре с котлетами.
Левая дверца письменного стола распахивалась сама, зато правая застряла и не открывалась.

Альтернативные классификации выделяют дополнительно:

  1. Сопоставительные (градационные) – рассматриваются в школьном курсе в составе группы соединительных. По мнению сторонников выделения их в отдельный разряд, их отличительная черта – структурная принадлежность к категории двойных.
  • Ольга пела не столько хорошо, сколько старательно.
  • Пассажиры заполнили как верхний вестибюль станции метро, так и платформы.
  1. Пояснительные – остаются за рамками программы средней школы. Их узкая функция – присоединение уточняющих и поясняющих конструкций.
  • Для длительного похода выбирайте удобную обувь, а именно кроссовки.
  • Своевременному выполнению работы поспособствовало привлечение дополнительных сил, то есть вызов на рабочие места отпускников.
  1. Присоединительные – также вызывают среди лингвистов дискуссии о правомерности выделения их в отдельную группу или отнесения к соединительным. Используются при введении в предложение дополнительных сведений.
  • Брат затеял писать книгу, причём сразу роман.
  • Спать уже не хотелось, да и за дела пора было браться.

Подчинительные союзы

Классификация этого разряда строится на выражаемом значении, которое приобретает зависимая часть по отношению к главной.

Союзы в русском языке

Изъяснительные присоединяют придаточное предложение, отвечающее на падежный вопрос существительного.

  • Дошкольник пытался прочитать, что написано на вывеске.

Обстоятельственные вводят конструкцию, отвечающую на обстоятельственные вопросы.

  • Туристы отправились в путь, когда взошло солнце. (Врем.)
  • Мечтаю добраться туда, где не ступала нога человека. (Мест.)
  • Девочка держала спицы так, как учила бабушка. (Обр. действ.)
  • Вода блестела, как стекло. (Сравн.)
  • Художник не завершил картину, потому что не нашёл натурщика для центральной фигуры. (Причин.)
  • Родители обещали купить щенка, если сын сам будет за ним ухаживать. (Услов.)
  • Огонь погас, хотя одинокие искорки ещё пробегали по углям. (Уступ.)
  • На ребёнка надели тёплую кофту, чтобы не замёрз на холодном ветру. (Цель.)
  • У Саши поднялась температура, так что ему пришлось остаться дома. (Следств.)

Подчинительные союзы соединяют простые части в сложную синтаксическую конструкцию, а с помощью сравнительных присоединяется обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий