Винительный падеж существительных

Винительный падеж (аккузати?в) принадлежит к числу косвенных. Наименование грамматической формы появилось в древнегреческом языке (αἰτιατική), где это слово имело два значения: помимо привычного «винительный» обозначало также «причинный». При этом второй вариант перевода точнее соответствовал значению падежа. Но древние римляне, позаимствовав у греков грамматическую терминологию, перевели название в первом значении (accusativus), и калька с этого варианта вошла впоследствии в русский язык.

Грамматика современного русского языка относит к косвенным все падежи за исключением именительного. Последний называется прямым, поскольку представляет собой прямое (неизменённое) название предмета, признака или количества. По падежам изменяются части речи, относящиеся к именным:

  • имя существительное;
  • имя прилагательное;
  • имя числительное;
  • местоимение.

При соединении слов в синтаксические единицы падежные формы указывают на взаимоотношения между элементами конструкций.

Характеристика винительного падежа имён существительных

Определяющий падежный признак – вопросы:

  • встретить (кого?) друга,
  • найти (что?) дорогу.

Предлагаемое школьникам слово-помощник, от которого эти вопросы задаются, — глагол видеть. Также подходит родственный названию глагол винить (обвинять).

В составе словосочетаний и предложений аккузатив передаёт значения:

ЗначениеУпотреблениеПримеры
Субъектноепри глаголе со значением состояния – пассивная субъектность, т. е. обозначение того, кто (что) это состояние испытывает.пассажиров трясёт;
шлюпку швыряет;
больного знобит
Объектноепри глаголе и отглагольных частях речи, выражающих действие, для обозначения объекта его направленностиварить суп;
хвалящий сына;
пройдя путь
Обстоятельственноев качестве обозначения обстоятельств, при которых происходит событие (места, времени, направления, образа действия и пр.)отправиться в горы;
вернувшись через год;
сидящий в клетке;
построить в колонну

Факультативный смысловой оттенок признака появляется в конструкциях третьего типа с существительным в роли главного слова. В этом случае к зависимому задаётся, помимо падежного, вопрос определения:

  • дорога (какая?) в город;
  • мешок (какой?) под картошку.

Ряд лингвистических работ трактует варианты, указывающие на образ действия, как объектные (вести за руку – расценивается в этом случае не как описание способа действия, а как обозначение объекта его направленности, т. е. руки).

Предлоги винительного падежа

В первых двух смысловых вариантах, представленных в таблице выше, используется беспредложная конструкция, третий же предполагает употребление предлогов, как первообразных (непроизводных), так и производных.

непроизводныевбежать в дом
узнать во вторник
зацепиться за ветку
поставить на полку
удариться об камень
погрузиться по шею
закатиться под шкаф
книга про собак
ростом с табурет
мостик через канаву
производныевся семья включая детей
выполнить несмотря на препятствия
просеять сквозь сито
вернуться спустя месяц

При отнесении конструкций со значением образа действия к объектным, соответственно, получается, что с предлогами употребляются и варианты, относящиеся ко второй категории.

Падежные окончания

В аккузативе наблюдаются две особенности:

  1. частичное совпадение с именительным и родительным падежами;
  2. на окончания оказывают влияние род и одушевлённость.
СклонениеРодОдушевлённостьЕдинственное числоМножественное число
Оконч.ПримерыОконч.Примеры
Iмодушевлённые-у (-ю)дедушку
дядю
нулевоедедушек
дядь
жодушевлённыептицу
змею
птиц
змей
неодушевлённыестену
землю
-ы (-и)стены
земли
IIмодушевлённые-а (-я)кота
принца
селезня
-ов (-ев)
-ей
котов
принцев
селезней
неодушевлённыенулевоедуб
огонь
провод
тополь
-ы (-и)
 
-а (-я)
дубы
огни
провода
тополя
ср.одушевлённые-о (-е)существо
чудище
нулевоесуществ
чудищ
неодушевлённыеозеро
море
-а (-я)озёра
моря
IIIжодушевлённыенулевоемышь
дочь
-еймышей
дочерей
неодушевлённыеметель
ночь
метели
ночи
Разноскл.мнеодушевлённыенулевоепутьпути
сродушевлённыедитя-ейдетей
неодушевлённыевремявремена

Категория одушевлённости существительных определяется по падежным окончаниям винительного падежа (у мужского рода – в обоих числах, у женского – во множественном). Многозначные слова, значения которых отличаются по данной категории, имеют и соответствующие окончания.

  • Девочка причёсывает кукол. (Одуш.)
  • Для передачи наркоторговцу оперативник подготовил куклы. (Неодуш.)
  • На берегу дети ловили крабов. (Одуш.)
  • Добавьте в салат крабы. (Неодуш.)

Синтаксическая роль

В предложениях существительные в винительном падеже выступают в ролях:

  1. Прямого дополнения (без предлога):
  • Вокруг участка установили высокую кованую ограду.

Косвенного дополнения (с предлогом):

  • Щенок ухватил прохожего зубами за штанину.
  1. Обстоятельства:
  • Бабушка уложила обновки в сундук.
  1. Определения:
  • На вешалке висит пальто в клетку.

Перечисленные характеристики – вопросы, значение, предлоги, окончания и роль в предложении – используются в качестве критериев для распознавания винительного падежа.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий