Творительный падеж существительных

Термин «творительный падеж» появился в русской грамматике в конце XVI века – именно такой перевод получило латинское instrumentalis. Название образовано от глагола творить (делать, создавать), т. к. именно в этом падеже употребляется название инструмента, при помощи которого совершается действие (рисовать пастелью, копать лопатой). К латинскому источнику восходит второе название падежа – инструментати́в.

В падежной системе языка творительный причисляется к косвенным и употребляется как в сочетании с предлогами, так и в беспредложных конструкциях.

Характеристика творительного падежа существительных

Падеж идентифицируется при помощи вопросов:

  • гордиться (кем?) учениками,
  • вязать (чем?) крючком.

Вспомогательным для них служат слова, родственные термину: творить, сотворено (кем? чем?).

Инструментатив в синтаксических конструкциях передаёт следующие значения:

ЗначениеУпотреблениеПримеры
Субъектноев пассивных конструкциях для обозначения субъекта, действию которого подвергается объектнаписана специалистом;
обнаружен геологами;
ставится режиссёром
Объектноепри словах со значением действия – для указания на его объектлюбоваться пейзажем;
наслаждение отдыхом;
овладеть умением
Определительноедля определения признака в сочетании со словами предметного значенияхвост колечком;
картина маслом;
вышивка крестиком
Обстоятельственноедля характеристики действия с точки зрения места, времени, способа его совершения и т. п.пройти околицей;
продолжаться неделями;
повернуться кормой

В рамках перечисленных вариантов выделяются более мелкие семантические группы:

  1. используемый инструмент:
  • вытащить пинцетом,
  • прихлопнуть мухобойкой.
  1. средство, материал:
  • замазать глиной,
  • покрывать лаком.
  1. объект применения действия:
  • командовать парадом,
  • управлять автомобилем.
  1. субъект в пассиве
  • очищен волонтёрами,
  • привезён курьером.
  1. явление, вызвавшее определённый эффект:
  • разрушено землетрясением,
  • разбит волнами.
  1. причина:
  • маяться подозрениями,
  • заболеть бронхитом.
  1. путь, траектория:
  • обойти стороной,
  • плыть фарватером.
  1. стимул для состояния, действия:
  • обрадован победой,
  • восторгаться видом.
  1. время:
  • мечтать годами,
  • гулять вечерами.
  1. единица измерения:
  • продавать метрами,
  • добывать вагонами.
  1. аспект:
  • блистать талантами,
  • отличаться здравомыслием.
  1. образец для сравнения:
  • нос крючком,
  • лететь птицей.
  1. точка пути (начальная, промежуточная, завершающая):
  • начать вопросом,
  • завершить выводом.

Вне семантической группы пребывают случаи употребления падежной формы в роли именной части в составе сказуемого.

  • В молодости отец был футболистом.

Предлоги творительного падежа

непроизводныеспрятаться за кустом
протиснуться между камнями
споры меж людьми
подняться над крышей
замереть перед картиной
растянуться под одеялом
разговаривать с соседом
свериться со списком
производныеотменить в связи с болезнью
действовать в соответствии с планом
весь коллектив заканчивая уборщицей
оповестить всех начиная с директора
составить по аналогии с образцом
неглубок по сравнению с океаном

Падежные окончания

Особенность творительного падежа заключается в общности окончаний множественного числа для существительных всех склонений.

СклонениеЕдинственное числоМножественное число
ОкончанияПримерыОкончанияПримеры
I-ой (-ою)
-ей (-ею)
-ёй (-ёю)
рукой (рукою)
тучей (тучею)
струёй (струёю)
-ами
(-ями)
руками
тучами
струями
II-ом
-ем
-ём
озером
знанием
огнём
озёрами
знаниями
огнями
IIIмыслью
тенью
мыслями
тенями
Разносклоняемые-ем
-ём
племенем
путём
племенами
путями

Ряд слов, относящихся к III скл., допускают употребление во множественном числе окончания -ми (плетьми, дверьми). То же окончание используется в не имеющем единственного числа слове люди (людьми).

Разносклоняемое дитя в единственном числе образует вариант дитятей, во множественном – детьми.

Синтаксическая роль

В составе словосочетаний зависимое слово в инструментативе подчиняется:

  1. глаголу (вымыть с мылом, сбить мячом);
  2. причастию (руководящий проектом, прикованный цепью);
  3. деепричастию (ранив копьём, прогуливаясь рощей);
  4. существительному (рисунок углём, ноги колесом);
  5. прилагательному (довольный результатом, славен подвигами).

В предложениях исполняет роль второстепенного члена.

  1. Косвенное дополнение:
  • Квартира занята жильцами неделю назад.
  1. Определение:
  • Чёрные брови дугой добавляли выразительности её серым глазам.
  1. Обстоятельство
местаДорога шла лесом.
времениРебёнком Сергей часами разглядывал виньетки на страницах старинного альбома.
образа действияНаталья умела подольститься лисой, втереться в доверие и получить выгоду.
причиныСпортсмен прикован к постели травмой.

В составном именном сказуемом выступает в качестве именной части:

  1. в сочетании со связками быть, стать, притвориться, оказаться и пр.:
  • Постепенно ручей становился рекой, и скорость течения замедлялась.
  • Поначалу сосед прикинулся добряком.
  1. в составе семантически неделимого сочетания с глаголом, выполняя при нём роль указателя на состояние:
  • С войны полководец вернулся победителем.
  1. как элемент фразеологизма:
  • Соня ревела белугой, требуя выполнения своих капризов.
  • На радостях Коля скакал козлом.

Перечисленные сочетания способны выступать и в роли подлежащего:

  • Разливаться соловьём перед негативно настроенной аудиторией – занятие бесполезное.
  • Стать путешественниками – тайная или явная мечта юных любителей приключенческой литературы.

В указанных случаях (употребления в роли предиката) принадлежность к семантическим группам у слов в инструментативе не прослеживается.

Рассмотренные признаки – вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении – используются в качестве критериев определения принадлежности к творительному падежу.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий