Вопросительные предложения

В соответствии с целями создания высказываний в русском языке выделяются повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Последняя разновидность содержит смысловые, интонационные, лексические, пунктуационные особенности, отличающие её от двух предшествующих.

Смысловые разновидности вопросительных предложений

Задавая адресату речи письменный или устный вопрос, говорящий преследует одну из двух целей:

  • получение информации;
  • привлечение внимания к содержанию речи.

В зависимости от цели предложение, классифицируемое как вопросительное, относится к определённой разновидности.

ТипХарактеристикаПримеры
Собственно вопросительныеЗапрос на получение новой информацииСодержат вопрос, предполагающий необходимость ответа со стороны собеседников.Какой трамвай идёт к вокзалу?
Подтверждение (отрицание) предполагаемых фактовНеужели поблизости нет моста?
Оформленные в виде вопросаВопросительно-риторическиеВыражают эмоции и чувства говорящего.Когда уже прекратится наконец-то музыка за стенкой? (Выражение недовольства.)
Вопросительно-побудительныеПобуждают адресат к совершению индивидуальных или совместных действий.Зайдёшь на обратном пути в магазин? (Просьба зайти.)
Сократим путь через луг? (Предложение пройти лугом.)
Вопросительно-отрицательныеСлужат для выражения невозможности сказанного.Что может быть прекраснее погожего летнего дня? (Т. е. ничего не может быть.)
Вопросительно-утвердительныеСодержат утверждение с оттенком модальности.Кто в юности не считал своих родителей отсталыми ретроградами? (Уверенность: каждый считал.)

Если вопросы относятся к разряду требующих ответа, то среди них наблюдается подразделение на две категории:

  1. закрытые, ответом на которые служат краткие высказывания, в том числе слова да и нет;
  • Сколько времени осталось до отхода поезда?
  1. открытые, требующие развёрнутого, пространного пояснения.
  • Какие меры запланированы для достижения желаемого результата?

Предложения же второго типа, то есть оформленные в вопросительной форме утвердительные высказывания, используются как средство художественной выразительности для привлечения к написанному или сказанному внимания читателей или слушателей. Приём носит название риторического вопроса и характерен для стилей, ориентированных на взаимодействие с аудиторией (публицистический, научно-популярный, художественный). Сознание человека, которого спрашивают, реагирует поиском ответа, то есть автоматически «включается» в заявленную тему. Ответ же или не требуется, или даётся далее самим автором.

  • До каких пор администрация собирается игнорировать обращения жителей? (Вопрошающий не ждёт, что ему назовут дату или время.)
  • Какие же постулаты легли в основу Евклидовой геометрии? (Рассказ о постулатах Евклида продолжает повествование.)

Интонационное оформление вопросительного предложения

В устной речи интонация синтаксических конструкций указанного типа отличается повышением тона к концу фразы.

В высказываниях, в составе которых нет лексических средств выражения вопроса, с помощью логического ударения выделяется главное слово, определяющее характер ответа. Если интонационное выделение отсутствует, главным словом в вопросе воспринимается сказуемое, а сама фраза – как запрос на подтверждение события или его опровержение:

  • Игорь купил новый смартфон? – Нет, ему брат дал попользоваться.

Подчёркивание слова постановкой логического ударения привязывает к нему содержание ответной реплики. Перемещение акцента меняет и ответ.

Игорькто именно совершил сказанное (Да, Игорь.)
купилкаким способом приобрёл (Нет, ему подарили.)
новыйкакой именно (Нет, подержанный.)
смартфончто за вещь куплена (Да, и планшет тоже.)

Лексические элементы, выражающие вопрос

Соответствующий характер придают конструкции входящие в её состав вопросительные лексические элементы:

  1. частицы (ли, неужели, разве);
  • Пересыпать ли крупу из пакета в банку?
  1. местоимения и наречия.
  • Какую мысль вложили в фильм его создатели?
  • Где бабушка оставила очки?

Частицы относятся к служебным частям речи, не имеют синтаксической роли; их удаление из предложения не ведёт к изменению его содержания. Самостоятельные части речи – местоимения и наречия – полноценные составляющие синтаксических конструкций и без ущерба для смысла не удаляются.

Пунктуация

На письме вопросительный характер фразы передаётся с помощью завершающего знака (?), который употребляется однократно. В интернет-диалогах встречается постановка двух, трёх и т. д. знаков подряд, но такая пунктуация правилами не регламентирована. Письменная речь в Интернете по характеру приближена к устной, но лишена её мимической, интонационной и жестовой составляющей, и дублирование знаков вопроса – способ передачи эмоций, вложенных в высказывание.

Пунктуация предусматривает выражение повышенного эмоционального наполнения прибавлением после вопросительного знака ещё и восклицательного.

  • Да когда же прекратится этот дождь?!

Сложные предложения завершаются знаком вопроса, если вопрос выражается предложением в целом или одной из частей (в сложносочинённых и бессоюзных конструкциях – завершающей, в сложноподчинённых расположение роли не играет).

  • Некачественный товар обменяли, но кто вернёт потраченное время?
  • Куда спрятаться мышонку, чтобы кошка его не нашла?

В середине предложения в художественной литературе встречается повтор знака вопроса после каждого из однородных членов для смыслового разделения.

  • Что ждёт впереди – беда? отчаяние?

Завершение вопросительным знаком – базовый отличительный признак предложений рассмотренного типа в письменном тексте, определяющий интонацию прочтения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий