Виды обстоятельств в русском языке

Виды обстоятельств в русском языке определяются с помощью вопросов. К словам, обладающим самостоятельным лексическим значением, задаётся не зависящий от контекста вопрос, который указывает на их принадлежность к определённой части речи. Но при соединении лексических единиц в синтаксическую конструкцию между ними устанавливаются смысловые и грамматические связи, также выявляемые при постановке вопросов, уже связанных с контекстом. Таким способом определяется синтаксическая роль слова.

Обстоятельство и способы его выражения

Название этого второстепенного члена синтаксической конструкции говорит о его значении: это слово, поясняющее, при каких условиях (обстоятельствах) происходит названное в предложении действие или переживается, наблюдается состояние, а также степень, в которой признак или состояние проявляются. То есть относиться обстоятельство будет к элементу фразы, обозначающему либо действие, либо состояние.

  • Поезд медленно подползал к платформе. (Глаг.)
  • Музыка звучала слишком громко. (Нареч.)
  • Из комнаты раздавался привычно недовольный голос дочери. (Полн. прил.)
  • Озеро на закате чрезвычайно красиво>. (Крат. прил.)
  • Забор покрашен неровно. (Крат. прич.)
  • На спектаклях этого театра зрителям предсказуемо скучно. (Кат. сост.)

Отвечая на наречные вопросы, рассматриваемый член предложения выражается не только наречиями.

Способ выраженияПримеры
СловоНаречиеОбидно тратить жизнь впустую.
Существительноебез предл.Олень вихрем промчался мимо затаившихся в засаде охотников.
с предл.Дорога шла вдоль реки.
ДеепричастиеУлыбнувшись, незнакомец пошёл дальше.
ИнфинитивВнучка зашла проведать соскучившуюся бабушку.
Сочетание словСловосочетаниеЛивень не прекращался до следующего дня.
Деепричастный оборотСобираясь пересечь дорогу, убедитесь в безопасности выхода на проезжую часть.
ФразеологизмПоложа руку на сердце признаюсь в полном непонимании ситуации.

Виды обстоятельств

В зависимости от задаваемых к ним вопросов и смысловой окраски обстоятельства подразделяются на группы со значением:

  • места;
  • времени;
  • образа действия;
  • меры и степени;
  • цели;
  • причины;
  • сравнения
  • условия;
  • уступки;
  • обстановки.

Последний вид традиционная школьная программа не выделяет, а третий и четвёртый рядом исследователей объединяются в один.

Обстоятельства места

К этому виду относятся варианты, которые выражаются с помощью:

  1. наречий со значением места (находиться рядом);
  2. существительных с предлогами (зайти за дерево);
  3. сочетаний слов (приблизиться к государственной границе).
ЗначениеВопросПримеры
Расположениегде?Книга нашлась на верхней полке.
За окнами гудел ветер.
Направлениекуда?Автомобиль повернул налево.
Волк бежал к лесу.
откуда?Издалека чуть слышно доносилась песня.
Дом был незаметен с дороги.
Границадокуда?Поля тянулись до самого горизонта.
Деревце доросло до окна.

Обстоятельства времени

В этой роли выступают:

  1. временны́е наречия (вернуться завтра);
  2. предложно-падежные формы существительных (доделать к вечеру);
  3. словосочетания (построено в прошлом веке).
ЗначениеВопросПримеры
Времякогда?Весной дом будет достроен.
К полудню небо затянуло тучами.
Длительностькак долго?До конечной станции ехать три часа.
Испытания продолжались весь день.
Начальный моментс каких пор?С понедельника режим работы изменится.
Брат скандалит с самого утра.
Завершающий моментдо каких пор?Вода отключена по шестое июня.
Решение отложили до возвращения домой.

Обстоятельства образа действия

Помимо традиционных наречий (сидеть тихо) и предложно-падежных конструкций существительного (смотреть с недоумением) в передаче значений указанного типа участвуют:

  1. деепричастия (искать, наклонившись);
  2. деепричастные обороты (блестеть, переливаясь гранями на солнце);
  3. фразеологизмы (согласиться скрепя сердце).
ВопросПримеры
Как?Вагон плавно тронулся с места.
Оратор с гневом обличал недостатки.
Каким образом?До места пикника добирались по реке.
Попасть в избушку через дверь не удалось.
Каким способом?Платье сшито вручную.
В узкую щель в скале пришлось протискиваться боком.

Обстоятельства меры и степени

Вопросы слов указанного вида (в какой степени? в какой мере? насколько?) отражают одно и то же смысловое наполнение: проявление признака или действия в определённом объёме. Способы выражения элементов этой группы – традиционные для обстоятельств.

  • Долгий путь сильно утомил неопытных туристов (нареч.).
  • Воин был смел до безрассудства (сущ. с предл.).
  • Николай был до глубины души обижен поступком Татьяны (фразеолог.).

Обстоятельства цели

Второстепенные члены, относящиеся к целевым, поясняют в предложении только глаголы, от которых к ним ставится вопрос зачем? (с какой целью?). Выражаются большинством способов, представленных в таблице в первом разделе.

  • Лариса назло разбросала по квартире вещи мужа (нареч.).
  • Ради заработка мать бралась за тяжёлую, неприятную работу (сущ.).
  • Школьник вернулся в класс забрать забытый учебник (инфинитив).
  • Собираясь стать врачом, Людмила с детства усиленно занималась биологией и химией (деепр. оборот).
  • Мероприятие проведено для галочки (фразеологизм).

Обстоятельства причины

Наречия, существительные и сочетания слов, отвечающие в составе синтаксической конструкции на вопрос почему? (по какой причине?) поясняют, из-за чего возникают действие или признак, о которых идёт речь.

  • Сослепу старик не заметил лежащего на пути камня.
  • От страха котёнок залез на дерево.
  • Горячая вода отключена в связи с ремонтом теплосетей.

Обстоятельства сравнения

Характеризуют действие путём сопоставления, выраженного в вопросах подобно чему (кому)? или как?

  • Лентой тянулась по склону холма просёлочная дорога.
  • Ворона на облетевшей берёзе скрипела, как несмазанная дверная петля.

Во втором примере представлен вариант, присоединённый сравнительным союзом. Обстоятельственные конструкции, введённые в предложение при помощи союзов как, точно, будто, словно, как будто, называются сравнительными оборотами.

Обстоятельства условия

Разновидность включает в себя слова и выражения, поясняющие, при каком условии происходящее в предложении совершилось или будет иметь место. Соответственно выделенному значению формулируется и вопрос.

Один из типов (вместе с двумя последующими), в выражении которого не принимают участия наречия. Преимущество в этом случае имеют существительные, а также деепричастия – одиночные и в составе оборотов.

  • При снегопаде видимость на дорогах затруднена.
  • Присмотревшись, удаётся разглядеть на поверхности камней древние рисунки.
  • Пройдя два квартала, вы увидите здание городской ратуши.

Обстоятельства уступки

Близки по смыслу к предыдущей категории, но обозначают такое условие, которое препятствовало совершению описанного в предложении. Действие происходит вопреки ему. Соответственно и вопрос у элементов названного вида – несмотря на что?

  • Невзирая на предупреждения старожилов о близком похолодании, новосёлы не торопились с утеплением дома.
  • Вопреки опасениям зверь не стал приближаться к людям.

Обстоятельства обстановки

Разновидность не представлена в традиционной школьной программе. Затрудняет её распознавание схожесть с обстоятельствами образа действия или условия, но смысловые отличия требуют выделения в самостоятельную категорию. Элемент служит для обозначения ситуации, в которой происходит описываемое в предложении, и представлен преимущественно существительными с предлогами.

  • Дети бежали домой под дождём.

Ошибочно заданные вопросы заставляют предполагать принадлежность к описанным выше разновидностям, но не отражают смыслового оттенка: выделенный член предложения не обозначает ни места, ни времени, ни условия. Полностью передаёт его вопрос в какой обстановке?

Обстоятельства, выраженные наречиями, классифицируются в соответствии с их смысловыми группами, поскольку имеют те же вопросы. При остальных способах выражения передаваемое значение служит ориентиром классификации.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий