Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены распространяют предложения, дополняя характеристиками главные и друг друга. Предложение состоящее из грамматической основы, сообщает информацию о предмете и о том, что с ним происходит. Второстепенные члены уточняют информацию, конкретизируют её.

  • Собака лает. – Дворовая собака громко лает на прохожих.

По наличию или отсутствию второстепенных членов, предложения в русском языке бывают нераспространёнными и распространёнными. То есть внесённые в конструкцию дополнительные элементы не только увеличивают занимаемое написанной фразой пространство, но и расширяют заключённые в ней сведения – распространяют её.

Что такое второстепенные члены предложения на примере

Грамматическая основа создаёт предложение, обозначая «подлежащий разговору» предмет (подлежащее) и то, что о нём сказано: что он делает или какому действию подвергается, каков он и т.п. (сказуемое). Для возникновения предложения этой информации достаточно.

Грамматическая основа
Человек пришёл.

Но нераспространённое высказывание обобщено, не содержит деталей происходящего. Их добавляют с помощью второстепенных членов.

  • Человек – (какой?) усталый, в дождевике.
  • Пришёл – (по чему?) по тропинке, (куда?) в деревню, (когда?) вечером.

Дополненное высказывание приобретает чёткость, обрастает деталями, помогающими нагляднее представить картину происходящего.

Пример 1
Усталый человек в дождевике вечером пришёл по тропинке в деревню.

Предмет (подлежащее) приобрёл характеристики, выделяющие его из ряда подобных, действие (сказуемое) дополнилось обстоятельствами, при которых совершалось: временем и местом.

Яркости картине добавят и слова, характеризующие уже имеющиеся второстепенные члены:

  • в дождевике – (каком?) синем, мокром;
  • по тропинке – (какой?) заросшей;
  • в деревню – (какую?) спящую;
  • вечером – (каким?) непогожим, поздним;
  • заросшей – (чем?) лопухами.
Пример 2
Усталый человек в мокром синем дождевике поздним непогожим вечером пришёл по заросшей лопухами тропинке в спящую деревню.

Приведённый пример демонстрирует, что второстепенные члены предложения:

  1. содержат дополнительную информацию;
  2. распространяют предложение;
  3. отвечают на вопросы, то есть присоединяются с помощью подчинительной связи;
  4. относятся и к главным членам, и друг к другу.

Виды второстепенных членов

Второстепенные члены предложения подразделяются на три группы в соответствии с задаваемыми к ним вопросами и выполняемой в предложении ролью. Таблица с указанием вопросов и примерами поможет разобраться в отличиях каждого вида.

НазваниеВопросыПримеры
ДополнениеПадежные вопросы имени существительногоПринести (что?) чемодан
Убедиться (в чём?) в готовности
Позвонить (кому?) бабушке
ОпределениеВопросы полного прилагательногоЛес (какой?) дальний
Собака (чья?) соседская
ОбстоятельствоВопросы наречияВернуться (куда?) домой
Не прийти (почему?) из-за болезни
Сидеть (как?) ссутулившись

Названия определения и обстоятельства, начинающиеся с одной и той же буквы, путают школьников при выполнении синтаксического разбора. Запомнить, как подчёркиваются эти члены предложения, помогает памятка: в слове обстоятельство отчётливо слышны «стучащие» звуки т. Так же коротко и отрывисто действует карандаш во время постановки точек при подчёркивании пунктиром. В названии определения «стучащих» звуков нет, но есть повторяющиеся гласные, придающие слову плавность – и подчёркивается определение плавной волнистой линией.

Определение

Определение имеет значение признака и отвечает на вопросы части речи, обозначающей признак – полного прилагательного. Название говорит о функции – определять предмет, называть признак, выделяющий его из ряда подобных.

Дерево – понятие общее; высокое дерево – уточнённое, сужающее перечень подходящих под название предметов; то дерево – обозначение конкретного предмета, на который указывают.

Определения делятся на два типа:

  1. Согласованные. Употребляются в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. При изменении грамматических признаков главного – меняет признаки и определение.
  • Синий шар – синего шара, синие шары.
  1. Несогласованные. Сохраняют грамматические признаки при изменениях формы определяемого понятия.
  • Мешок из-под картошки – в мешке из-под картошки, мешки из-под картошки.
Тип определенияЧем выражаетсяПримеры
СогласованноеПолное прилагательноепушистый кот
Полное причастие и прич. оборотспящий кот
Местоимение-прилагательноечей-то кот
Порядковое числительноевторой кот
Количественное числительное одинодин кот
НесогласованноеСуществительное
Местоимение-существительное
суп с фрикадельками
суп с чем-то
Прилагательное в сравнит. степенилинейка подлиннее
Инфинитивжелание выжить
Наречиедорожка наискосок
Личные местоимения в притяжательном значенииеё сумка
Неделимые словосочетания (гл. слово – существительное)Старик с густой бородой

Согласованное или несогласованное определение, выраженное существительным и стоящее в той же грамматической форме, что и определяемое слово, называется приложением. В роли приложений выступают слова со значением:

  • профессии (сосед-строитель);
  • национальности (туристы-японцы);
  • качества (дочка-затейница);
  • возраста (прохожий-старик);
  • собственного имени неодушевлённого предмета (гора Эльбрус).

Если приложением является название литературного или музыкального произведения, периодического издания, судна, летательного аппарата или иное название, заключаемое в кавычки, приложение становится несогласованным.

Журнал «Русское искусство» — в журнале «Русское искусство», журналом «Русское искусство» и т.п.

Дополнение

Основной предмет, о котором идёт речь в высказывании, выражается с помощью подлежащего, которое отвечает на вопрос именительного падежа. Второстепенные включаемые в конструкцию предметы выражаются с помощью дополнения с вопросами остальных падежей. Дополнение подчинено сказуемому, реже – членам предложения, выраженным существительными и прилагательными. Поясняет, с помощью чего совершается действие, на кого или на что оно направлено, какой предмет использован в качестве образца для сравнения и пр.

Дополнение выражается:

  • существительным (встречать гостей);
  • прилагательным (вспомнить о неприятном);
  • местоимением (заняться чем-то);
  • причастием (навестить заболевшего);
  • числительным (вычесть пять);
  • наречием (отчитаться за вчера);
  • инфинитивом (задумали построить);
  • неделимым словосочетанием (собирать красную смородину).

По способу выражения дополнения делятся на прямые и косвенные.

ТипЧем выражаетсяПримеры
ПрямоеВин. пад.без предлогаполучить письмо
Род. пад. в значении части от целогонабрать ягод
Род. пад. при отрицаниине понять темы
КосвенноеОстальные падежные формы с предлогами и безстучать по дереву
вязать крючком

Обстоятельство

Значение второстепенного члена отражено в его названии: указание на обстоятельства, при которых происходит действие или событие. Части речи и сочетания, используемые для выражения обстоятельства:

  • наречие (подойти незаметно);
  • существительное с предлогом (отправиться за город);
  • инфинитив (прийти повидаться);
  • деепричастие (смотреть, улыбаясь);
  • деепричастный оборот (говорить, наклонившись к собеседнику);
  • сравнительный оборот (сиять, как солнце);
  • фразеологизм (бежать сломя голову).

Типы обстоятельств зависят от задаваемого вопроса:

ТипВопросыПримеры
МестаГде?
Куда?
Откуда?
Магазин находился на площади.
Трамвай идёт в парк.
Издалека доносилась музыка.
ВремениКогда?
С каких пор?
До каких пор?
Ремонт начали на прошлой неделе.
Дождь идёт с утра.
Будешь сидеть здесь до обеда.
Образа действияКак?
Каким образом?
Мать молча смотрела на сына.
Меры и степениНасколько?
В какой мере?
В какой степени?
Медведица слегка подтолкнула медвежонка лапой.
СравненияКак?
Подобно кому (чему)?
Ветер выл диким зверем.
Не скачи, как горная коза.
ПричиныПочему?
По какой причине?
Максим сгоряча накричал на друга.
ЦелиЗачем?
С какой целью?
Ольга наклонилась к реке набрать воды.
УсловияПри каком условии?При ярком освещении листья растения краснеют.
УступкиВопреки чему?
Несмотря на что?
Вопреки распоряжению, работа не была закончена в срок.

Каждый из второстепенных членов исполняет в предложении свою роль, уточняя информацию, раскрывая подробности, давая возможность полнее выразить мысль.

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий

  1. Светлана

    нужный материал

    Ответить