Сочинительные союзы

Для связи лексических и синтаксических единиц в русском языке служат подчинительные и сочинительные союзы.

Сочинительные союзы соединяют элементы синтаксических конструкций, равноправные между собой, не подчиненные друг другу, то есть осуществляют сочинительную связь. Данный вид связи используется:

  1. при соединении однородных членов:

Погода сегодня холодная, но сухая.

Как дикорастущие, так и комнатные виды кактусов устойчивы к засухе.

  1. при построении сложносочинённых предложений из равноправных простых:

Приближалась весна, и из-под сугробов заструились первые ручейки.

С утра бушевала буря, зато вечер выдался тихим и ясным.

  1. при связи предложений в составе текста:

На юбилей пригласили близких и дальних родственников. Марина тоже собиралась пойти.

В городе Пётр чувствовал усталость. В лесу же она исчезла.

Виды сочинительных союзов

По характеру взаимоотношений связываемых элементов сочинительные союзы делятся на группы:

  1. соединительные,
  2. противительные,
  3. разделительные,
  4. пояснительные,
  5. сопоставительные.

Присоединительные союзы вызывают споры лингвистов по поводу отнесения к сочинительным или выделения в отдельный тип.

Значения разрядов представлены в таблице:

ВидЗначениеПримеры употребления
соединительныеперечислениеНи дети, ни родители ещё не ложились спать.
противительныепротивопоставлениеПела Юлия плохо, зато старательно.
разделительныевыборВ кустах шуршал не то ветер, не то соседский кот.
пояснительныепояснениеВесь день Мишка провёл в секретном месте, то есть на дереве.
сопоставительныесравнениеСобака оказалась не столько голодной, сколько прожорливой.

В школьном курсе русского языка рассматриваются первые три разновидности.

Соединительные союзы

К соединительным относятся союзы, выражающие:

  1. одновременность существования объектов, событий, совершения действий;
  2. последовательность происходящего.

Примеры соединительных союзов приведены в предложениях:

  • Сверкнула молния, и почти сразу раздался удар грома.
  • Хлеб да соль вам, гости дорогие. (Да по значению совпадает с и)
  • Дима поступил учиться на врача, его друг тоже готовился к этой профессии.
  • В Хабаровске ожидается солнечная погода, по области также без осадков.
  • Руководитель поблагодарил начальника отдела, а также участвовавших в разработке проекта сотрудников. (Составной союз а также)
  • Взрослый сын не желал ни работать, ни учиться. (Двойной союз ни…ни)

Сопоставительные союзы

Школьная программа относит к соединительным также сопоставительные. Их отличительная черта – двухчастность. Союз состоит из двух несовпадающих простых или составных частей, находящихся каждая перед своим соединяемым элементом.

  • Кофе оказался если не вкусным, то хотя бы горячим.
  • В областной город ходит как электропоезд, так и автобус.
  • Хотелось не столько спать, сколько просто прилечь.
  • Игорь не только не отправил письмо, но и вообще не вспомнил про него. (Совпадающий по смыслу вариант – не только…, а и…)
  • Миша не только посуду помыл, но даже картошки начистил.
  • Кот хотя и освободил кресло, но выглядел недовольным.

Двухчастность порождает частотную ошибку в построении предложений, когда конструкция указывает на соединение не однородных членов между собой, а второго однородного с посторонним членом предложения, что вызвано неверным расположением первой части союза:

  • Павел не только решил задачу, но и примеры. (не только решил, но и примеры?)

Корректные варианты построения предложений:

  1. Павел решил не только задачу, но и примеры.
  2. Павел не только решил задачу, но и объяснил её решение Никите.

Правила пунктуации не требуют постановки знаков перед соединительным одиночным союзом. Двойные предполагают запятую перед вторым элементом, повторяющиеся – перед каждым, кроме первого. Остальные группы требуют запятых в любом случае.

Противительные союзы

В самом названии группы заложен корень «против», указывающий на происходящее вопреки. Связываемые элементы противопоставляются, противоречат друг другу.

  • Свободные места оставались не в плацкартном вагоне, а в купейном.
  • Прошлая зима была бесснежной, в этом же году снег выпал в конце ноября.
  • Табуретка сколочена криво, зато крепко.
  • Щенок вертелся волчком, но хвост оставался неуловимым.
  • Работа проста, да времени нет. (да = но)
  • Машин братишка смелый, только маленький. (частица только = но)
  • Днём солнце пригревало по-весеннему, однако к ночи похолодало. (однако = но)

Слово однако, кроме соединения синтаксических элементов, выполняет и функции вводного. В этом случае оно располагается не в начале предложения или части, не заменяется на но и не используется для связи:

  • Через три дня, однако, экспедиция не достигла вершины.

Разделительные союзы

Значение этой группы – выбор и взаимоисключение. Связываемые элементы выражают явления, которые не могут существовать одновременно, требуют чередования или предпочтения одному из них за счет другого.

  • Самолёт вылетает сегодня или во вторник?
  • Рассказ требует либо тщательной редактуры, либо полной переделки. (повторяющийся либо)
  • Заяц то мчался по лесу, то испуганно замирал под кустом, поводя ушами. (двойной то…, то…)
  • Сверху было слышно не то звуки скрипки, не то чей-то вой.
  • То ли пёс испачкался в золе, то ли это был его естественный цвет.
  • Сам ли начальник пропустил информацию, подчинённые ли не доложили, выяснять теперь бессмысленно.

Пояснительные союзы

В школе не изучается группа пояснительных союзов, служащих для присоединения не однородных, а уточняющих и поясняющих членов предложения:

  • Приехав в город, Люба отправлялась по самым завлекательным местам, то есть по магазинам.
  • Млекопитающие, или звери, представлены в коллекции зоологического музея многочисленными экспонатами.
  • Сергей решил обратиться за советом к кому-нибудь из друзей, а именно к Олегу.
  • Алгеброй Вы, молодой человек, манкировали, то бишь просто её прогуляли.

Последний вариант помечен в словарях как разговорный и встречается чаще в разговорах персонажей художественных текстов, чем в повседневной речи.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий

  1. Антон

    Не знал, что присоединительные союзы выделяют в отдельный тип.

    Ответить
  2. Оксана

    Очень интересная и полезная информация в статье. Открыла для себя новые знания.

    Ответить
  3. Ксения

    Я мама школьника. В статье открыла для себя новую информацию, возможно которая забыта со времён школы. Очень познавательная статья, много нужной и полезной информации. И самое главное всё описано понятно и доступно даже ребёнку.

    Ответить
  4. Юлия

    Просто отлично описали правило. Кратко и по делу, и теперь у меня не будет вызывать затруднение, в каком случае нужно ставить запятую при употреблении сочинительного союза.

    Ответить