Распространенные и нераспространенные предложения, примеры

Распространенные и нераспространенные предложения представляют собой два типа письменной или устной речи. Оба типа предложений обладают грамматической организацией, смысловой и интонационной законченностью. Но нераспространенные предложения передает только общий смысл, а распространенные могут делать то же самое подробно, в деталях, конкретнее и шире.

Как определить тип предложения

Чтобы научиться определять тип предложений, рассмотрим два примера:

  1. Я умылся.
  2. Утром я умылся ключевой водой.

И в первом, и во втором предложениях речь идет об одном и том. Но из первого предложения известно только основное – «помыл водой лицо, шею, руки», а из второго больше – «когда и чем это сделал». Первое предложение нераспространенное, второе – распространенное. Первое состоит исключительно из подлежащего и сказуемого. Второе – включает в себя дополнение, определение, обстоятельство.

Следовательно, тип предложения по своей структуре определяется наличием или отсутствием второстепенных членов.

Что такое нераспространенное предложение

Нераспространенным называется простое предложение, состоящее только из основы. Она может включать в себя как оба главных члена, так и один из них.

Главное отличие указанных выше предложений – полное отсутствие в них второстепенных членов – определения, дополнения, обстоятельства.

Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы

При синтаксическом анализе подлежащее обозначается одной чертой, а сказуемое двумя.

Примеры из художественной литературы
Жили-были дедушка да бабушка.
А подружки не слышат, не отзываются.
Думала она, думала и придумала.
Обрадовались дедушка да бабушка.

(Сказка «Маша и медведь»)

Ваня вздохнул.
Мальчики приутихли.
Павел прислушался.

(И. Тургенев)

Карета подъехала и остановилась.
Всё хлопает.

(А. Пушкин)

Обломов засмеялся.
Захар неопрятен.

(И. Гончаров)

Даша смеялась.
Кузнец помолчал.

(А. Платонов)

Не смущайся!

(Я. Полонский)

Глуповцы ужаснулись.

(М. Салтыков-Щедрин)

Смычок запел.

(А. Блок)

Поезд ушел. Насыпь черна.

(Б. Пастернак)

Фонари горят. Улица черна.

(А. Розенбаум)

Что такое распространенное предложение

Предложение, в котором присутствует хоть один второстепенный член, называется распространенным. Второстепенные члены не являются самостоятельными, они зависят от главных – дополняют, определяют, объясняют их. В контексте они связаны с главными членами и между собой подчинительной связью.

Второстепенные делятся на две группы: группу подлежащего и группу сказуемого. Как правило, к первой группе относятся слова, распространяющие подлежащее, от него зависящие. Цепочка вопросов к ним идёт от этого доминанта. Вторая группа охватывает слова, зависимые таким же образом от сказуемого. К второстепенным относятся определения, которые при разборе подчеркиваются волнистой линией, дополнения, обозначаемые прерывистой линией, и обстоятельства, маркируемые знаком «тире – точка – тире».

Определение – второстепенный член предложения

Определение – член предложения, имеющий значение признака, относящийся к слову, называющего предмет. Отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?». Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Первые связаны с определяемым словом способом связи согласованием и полностью повторяют его грамматическую форму. Чаще всего выражаются склоняющимися частями речи без предлогов: существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и причастиями:

  • хмурое утро;
  • седьмой час;
  • мой напарник;
  • Настин брат;
  • папин костюм;
  • теплый вечер.

Несогласованные определения – связываются с главным словом управлением или примыканием и не повторяют его форм:

  • радость (упр.) матери;
  • ее (упр.) улыбка;
  • взгляд (прим.) свысока;
  • суп (прим.) погуще;
  • время (прим.) отдохнуть;
  • человек (упр.) добрейшей души.

Дополнение – второстепенный член предложения

Дополнение называет объект действия со стороны сказуемого. Выражается именем существительным или местоимением, относится к группе сказуемого и отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Способ связи со сказуемым – управление:

  • увидел (Р. п.) друга;
  • поздоровался (Т. п.) с ним;
  • передал (В. п.) гостинец;
  • улыбнулся (Д. п.) малышу;
  • думал (П. п.) о работе.

Обстоятельство – второстепенный член предложения

Обстоятельство характеризует признак действия, условие, состояние, а также место, время, цель, причину и тому подобное. Чаще выражается наречиями и деепричастиями или их оборотами, а также именными частями в форме косвенных падежах с предлогами и без. Может выражаться некоторыми фразеологическими оборотами. Относится к группе сказуемого, связан с ним управлением или примыканием. Отвечает на вопросы «как?», «каким образом?», «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?» и другими подобными:

  • сделать быстро;
  • находиться в школе;
  • прийти с работы;
  • уехать отдыхать;
  • улыбаться, глядя в глаза.

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Примеры из художественной литературы

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.

(Русская народная сказка «Маша и медведь»)

И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Мне памятно другое время!
В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.
Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух.
Зурин пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски.

(А. Пушкин)

Он на допрос не отвечал.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался.

(М. Лермонтов)

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов.

(М. Горький)

Мать обвинила во всем Маслову и разочла ее.
Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться.

(Л. Толстой)

Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.

(И. Тургенев)

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.

(Ф. Достоевский)

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.
И еще в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней.

(М. Пришвин)

По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире.
Под ним была высокая длинная лошадь золотистой масти с коротким, по-английски, хвостом.

(А. Куприн)

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне.
Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег.

(А. Платонов)

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий

  1. Олеся Новикова

    Очень интересный сайт! Сохранила себе в закладки. Почерпнула для себя много нужной и полезной информации. Приятно было вспомнить школьный материал и убедиться еще раз, что то, что выучил однажды, запомнится на всю жизнь.

    Ответить
  2. Александра Шиманская

    Спасибо за такой подробный разбор, начали разбираться с сыном, а я уже много не помню. Очень помогло. Особенно знаки в этих предложениях.

    Ответить
  3. Владимир

    В статье всё расписано довольно подробно и даже с примерами. Не в каждом учебнике можно найти столько же полезной информации. Тем кто только учит русский язык подобные сайты могут быть очень полезны.

    Ответить