Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП (сложноподчинённом предложении) служат для связи простых частей в единую синтаксическую конструкцию. Простые элементы объединяются в сложное предложение при помощи:

  • интонации;
  • значения;
  • союзов и союзных слов.

Устная речь использует все три варианта, письменная утрачивает интонационный компонент.

В зависимости от наличия и характеристики связующих слов предложения подразделяются на виды.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

СПП представляет собой синтаксическую конструкцию, объединяющую части на основе подчинения. Подчинительная связь реализуется путём использования соответствующих союзов и союзных слов.

Подчинительные союзы

Союз относится к служебным частям речи и наделён присущими им признаками:

  • не имеет лексического значения;
  • неизменяем;
  • к нему не ставится вопрос;
  • в результате предыдущего пункта в предложении не выступает в роли самостоятельного члена – ни главного, ни второстепенного.

Назначение союза – установление связи между элементами синтаксической конструкции и выражение характера этой связи. В сложноподчинённом предложении, как явствует из названия, связь предполагает зависимость придаточной части от главной: основная информация содержится в главном компоненте конструкции, а придаточный поясняет её, указывая на время происходящего, цель, причину, место и пр. В зависимости от значения, приобретаемого придаточным предложением по отношению к главному, классифицируются и связующие слова.

Виды подчинительных союзов

Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Изъяснительные союзы

Изъяснительные присоединяют элементы, отвечающие на падежные вопросы. В конструкциях с такими соединительными словами зависимый элемент заключает в себе пояснение к главному.

  • С первого взгляда вошедший понял, что собравшиеся не ожидали его появления.
  • Лиса заметила, как мышь выскочила из-под коряги.
  • Родители настояли, чтобы сын продолжил обучение.

Обстоятельственные союзы

Обстоятельственными прикрепляются придаточные с вопросами обстоятельств, и в зависимости от вопроса определяется тип придаточного и разновидность союза.

Выражаемое значениеПримеры
ВремяКак только часы начали бить, дверь в комнату отворилась.
МестоМальчик бежал туда, где его дожидались друзья.
Образ действия, мера и степеньДверь приоткрылась настолько, чтобы кошка смогла проскользнуть в дом.
СравнениеСосульки звенели, будто по ним постукивали невидимые молоточки.
ПричинаВ лесу царил сумрак, потому что солнце ещё не взошло.
УсловиеЕсли не прекратится засуха, начнутся лесные пожары.
УступкаЧувствовалось приближение осени, хотя дни стояли ещё погожие.
ЦельАнна подвязала волосы косынкой, чтобы ветер не трепал их.
СледствиеДети увлеклись подвижными играми, так что в доме стоял невыносимый шум.

Союзные слова

Связь между частями в СПП устанавливается с помощью не только служебных, но и значимых частей речи. Для этого используются местоимения и местоимённые наречия, которые параллельно выполняют ещё и роль членов предложения. Их называют союзными словами.

Союзные слова – местоимения

В качестве союзных слов используются местоимения, принадлежащие к разряду относительных.

  • Учитель спросил, кто не понял домашнего задания.
  • Туристы обсуждали, что взять с собой в поход.
  • Посмотрите в расписании, в какой аудитории будет лекция.
  • Пётр поздно узнал, каков на самом деле его приятель.
  • Кошка решала, из которой миски поесть в первую очередь.
  • Соседка гневно выясняла, чьи куры поклевали её рассаду.
  • Мысль о том, скольким людям небезразлична его судьба, помогала больному бороться с недугом.

Перечень синтаксических функций, доступных местоимениям, употребляемым в роли союзных слов, неограничен.

Местоимение – изменяемая часть речи и союзным словом бывает в любой из доступных ему грамматических форм.

Союзные слова – наречия

Местоимённые наречия неизменяемы, как и служебные части речи. Но вопрос к ним задаётся, следовательно, синтаксическая роль также определяется. В предложении они становятся обстоятельствами.

  • Олег пытался вспомнить, где он видел обратившегося к нему человека.
  • Вопрос, зачем во двор приезжала пожарная команда, остался без ответа.
  • Орнитологам предстояло выяснить, как образовалась на острове колония редких для этой местности птиц.
  • Сотрудница уточнила, когда срок сдачи отчёта.
  • Котёнок удивлённо поглядывал, куда его везут.
  • Перед разведением костра проверьте, откуда дует ветер.
  • Юрий и не предполагал, почему старик подошёл именно к нему.
  • Только теперь соседи поняли, насколько бесконфликтным был прежний жилец.

Как отличить союзы от союзных слов

Наличие у союзов омонимичных слов, относящимся к самостоятельным, затрудняет определение части речи при разборе. Знание признаков отличия разрешает ситуацию.

  1. К служебным словам вопрос не задаётся. Для местоимений и наречий вопросом служит их вопросительный вариант.
  • Проводник сообщил, что до жилых мест три дня пути.
  • Проводник спросил, что руководитель экспедиции планирует сделать с добытыми образцами. (Планирует сделать что?что.)
  1. Союзы поддаются замене словами аналогичной части речи.
  • Егор так крепко сжимал в пальцах записку, словно она могла растаять в воздухе. (точно, словно, как будто)
  1. Служебное слово, в отличие от самостоятельного, не является членом предложения.
  2. При разбивке сложной конструкции на простые союз выпадает, союзное слово заменяется значимой частью речи с аналогичной синтаксической ролью.
  • Дедушка взял с собой плащ, потому что на небе собирались тучи. – Дедушка взял с собой плащ. На небе собирались тучи.
  • Надежда отправилась в гости к сёстрам, которые её уже ждали. – Надежда отправилась в гости к сёстрам. Они её уже ждали.

Обе разновидности связующих слов при разборе включаются в состав придаточного, а не располагаются между частями, как в сложносочинённом предложении. Место придаточного в СПП варьируется – после главного, перед ним и даже внутри. Соответственно начинающий его связующий компонент оказывается либо в середине, либо в начале предложения.

  • Когда стадо возвращалось домой, хозяйки встречали своих коров возле ворот.

Последний вариант нехарактерен для ССП, где местоположение связующих слов – между частями. Завершают высказывание связующие элементы лишь в неполном предложении.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Русский язык
Добавить комментарий